Социализация щенка: ключ к хорошо уравновешенной собаке

Социализация и страхи щенка

Социализация щенка

Чаще всего под социализацией щенка подразумевают его общение с другими собаками. Заводчик при покупке говорит будущим владельцам: «Обязательно социализируйте щенка! Пока он маленький, покажите его другим собакам, пусть он с ними играет и общается.»

Я поясню, что значит социализация и что значит социализированная собака. Социализированный щенок при виде другой собаки не впадает в панику, не начинает бояться, не пытается спрятаться, у него нет страха, нет агрессии, он не начинает бешено рваться вперед, пытаться другую собаку укусить. Реакция должна быть эмоционально спокойная, нейтральная и адекватная: «О, другая собака».

Еще нужно понимать разницу между социализированной спокойной собакой и социализированной перевозбужденной. Если ваша собака дружелюбная и не конфликтует с сородичами, но впадает в состояние перевозбуждения при виде другой собаки, в таком случае, если собака рвется с поводка, это не значит, что она агрессивна. Это значит, что вам нужно научится управлять ее эмоциональным состоянием. Собака должна реагировать на других собак нейтрально: ни хорошо, ни плохо, ни бояться, ни проявлять агрессию. Это также не значит, что она должна все время общаться с другими собаками, чтобы у нее не было страха и агрессии.

Рассмотрим важные этапы социализации

Первичный этап социализации, пока щеночек еще находится под кормящей мамой, — период, в котором вы не участвуете. Участвуют заводчик и члены семьи заводчика, если таковые имеются.

Вторичный этап социализации от 1,5-4 месяцев. Карантин закончился, вы берете щенка на прогулку и ищите адекватных, послушных, спокойных, уравновешенных собак, с которыми ваш щенок мог бы познакомится и пообщаться.

Что понимается под общением? Не только игры

Это очень и очень распространенное заблуждение, что щенок обязан играть с другими собаками, а собаки со щенком. Они не обязаны. У каждой собаки есть свои предпочтения. Собака тоже личность! Мы же не дружим абсолютно со всем нашим окружением. У нас есть круг друзей, круг знакомых, круг хороших знакомых, круг людей, с которыми мы избегаем контактов, круг коллег, людей, с которыми мы поддерживаем хорошие отношения или совсем никаких.
Если какая-то собака напористо скачет на вашего щенка, а он зажимается и огрызается, это вовсе не значит, что он проявляет агрессию. Это значит, что ему просто не нравится такая напористость, он по характеру более мягкий, более ровный.

Ваша задача не пускать щенка в свободный полет, в собачью тусовку, по принципу «будь что будет». Щенок должен учиться защищаться, но под контролем. Если вы видите, что вашему щенку не комфортно, не надо его подпихивать: «Давай играй, ты должен социализироваться». Ни в коем случае! Также не нужно бояться, если вашему щенку какая-то собака задала трепку.

Рассмотрим обратную ситуацию: ваш щенок оказался слишком резвым, слишком активным и решил позаигрывать с серьезным, взрослым кобелем. Тот, на своем собачьем языке рано или поздно щенку скажет: «Я как бы уже не мальчик, не надо на меня прыгать. Я серьезный взрослый дядька. Так что, иди-ка ты, тусуйся с молодежью».

Как это может выглядеть? Собака может рявкнуть, немного «придавить» щенка, т.е. уложить на лопатки, встать сверху, устроить психологический прессинг на несколько секунд, т.е. прижать, пристально смотреть и рычать, скалиться. Это не агрессия, это воспитательный элемент на языке собак.

Да, возможно, это смотрится страшно, грубо, злобно. Однако если вы будете выхватывать щенка из такой ситуации, он не научится вести себя прилично. Он должен уметь дифференцировать обстановку, знать с кем можно играть, а с кем нельзя. Если собака взрослая и послушная, она таким образом учит щенка. Конечно, если вы видите, что другая собака начинает «рвать» щенка, тогда, вы вмешиваетесь в ситуацию.

Вы должны помнить, что социализация — это не только игры. Это разноплановое общение, это позитивный и негативный опыт, который собака получает от своих сородичей одного возраста, или старше, или младше, разных размеров, разных окрасов, разных пород.

Напомню только, что такое общение должно быть под контролем, т.е. вы сами должны выбирать, с кем ваш щенок будет играть. Если щенок бежит к другой собаке, не нужно надеяться, что ему виднее, он захотел и пусть бежит. Нет! Щенок не представляет, какая перед ним собака. Может быть, он еще толком не выучил язык собак, т.е. он может попасть в беду. Поэтому только вы решаете, к какой собаке ему можно подойти.

Этот этап социализации не должен длиться вечно. Ваша собака побыла в обществе других собак, поняла и выучила язык тела, как общаться с другими собаками, поняла что они нестрашные и их бояться не надо, что они не злые, убегать от них не нужно. Все! Считайте, что ваш щенок социализирован.

Не нужно приводить его в стаю пожизненно. Почему?

В подростковый период (следующий период социализации, примерно с 6 до 10 месяцев) собака начинает выяснять отношения с себе подобными, с собаками примерно того же возраста и старше. Молодой кобель даже может начать задирать кобеля постарше. У них начинается период юношеского максимализма и начинается демонстрация внутреннего «я». Тут начинаются проблемы: «Почему у меня щенок был послушный, а теперь стал вести себя агрессивно?»

Когда для вашего щенка на прогулке другие собаки представляют больший интерес, нежели общение с хозяином, он начинает задумываться о том, чтобы качать права и выяснять отношения с сородичами, потому что у него просто нет других забот и интересов. В таком случае мозг сам ищет себе занятие, поскольку мозг подростка не имеет направленного назначения, какой-то цели, конкретной деятельности на прогулке.

Именно в этот период дикие молодые собаки и другие представители вида canis начинают приобщаться к охоте, начинают на полном серьезе (но еще не на равных) принимать участие в общем стайном деле, у них появляется РАБОТА, в которой они реализуют себя как СОБАКА. Домашняя собака не имеет потребности добывать себе еду самостоятельно, поэтому сама придумывает себе «заботы», если владелец не предлагает собаке какую-то интересную деятельность.

После того как ваш щенок прошел период социализации, примерно в 5 месячном возрасте можно постепенно переставать приводить его на собачьи тусовки. Они уже не нужны. Период социализации пройден.

Начинайте переориентировать щенка на себя. Покажите ему, что вы самый классный на прогулке, что ему не нужны другие собаки, потому что от них он не получит еду или мячик. С другими собаками не так классно, как с человеком.

У щенка останутся навыки простого общения с собаками, которые закрепляются у него в период до 4 месяцев. Период полового созревания закончится и, если он пройдет не в собачьей тусовке, то когда ваша собака станет взрослой, ее поведение будет адекватным в общении с сородичами.

Если вы не будете делать проверки и периодически подводить его к задиристым собакам одного пола, у вас никаких проблем и возникнуть не может. Конечно, не страшно, если собака будет играть с другими собаками. Просто выберите себе парочку друзей, которые на 100% адекватны и управляемы. Желательно, чтобы это были друзья противоположного пола. Если они одного пола и дружат с детства, то, в принципе, дружба между ними может завязаться и сохраниться, тогда никаких выяснений отношений между ними может и не быть. И не делайте во врем прогулки акцент на игре с другими собаками. Игры и общение с сородичами должны быть в жизни собаки, но не на первом месте. Среднестатистической собаке достаточно общаться с другими собаками 2-3 раза в месяц.

Очень часто мне приходится видеть у владельцев нежелание прекращать приводить щенка в собачью тусовку. Они думают, что их питомец лишается чего-то важного, что он будет расстраиваться без игр с сородичами. Поверьте, вырастая, самый игривый пес не будет часами беситься с другими собаками. Дружелюбные собаки, склонные к играм с сородичами играют в первые минуты встречи или знакомства, а потом все равно разбредаются по своим делам.

Игривость никуда не денется, если вы переключите щенка на себя в период с 5 месяцев до года или полутора, а ближе к полутора годам возобновите частое общение с собаками, но, вероятнее всего, вашему питомцу с вами будет интереснее проводить время.

Страхи щенка

Заводчики обычно вообще ничего не говорят об адаптации либо говорят так, что владельцу-новичку ничего не понятно. Адаптация — приучение щенка к объектам, внешним раздражителям, с которыми он будет жить в человеческом мире. В природе собака не встречается с машинами, феном, пылесосом, метлой, фейерверками, салютами. Многие предметы нашей человеческой жизни щенку не понятны и могут в определенный момент вызвать страхи.

В этот же период (6 — 10 месяцев), в так называемый «период страхов», у щенка могут появиться реакции неуверенности или испуга по отношению к каким-то объектам или в каких-то ситуациях, даже если он с ними был ранее знаком.

Ваша задача приучить малыша к этим объектам и ситуациям. Даже когда щенок маленький и еще на карантине, его можно брать с собой. Но не следует опускать его на землю, позволять общаться с другими собаками. Он должен воспринимать информацию глазами и верхним чутьем. Он может сидеть у вас на руках или в сумке-переноске, если это небольшой щенок. Он может ездить с вами в машине по всему городу. Вы должны приучить щенка к тому, что мир огромный и необъятный, в нем очень много разных шумов, объектов, запахов, непонятных людей, непонятных собак.

Собака, прошедшая социализацию в раннем возрасте, уверена в себе и умеет оценить новую, незнакомую ситуацию, она менее агрессивна и ей легче управлять.

После карантина вы уже самостоятельно, ножками, проходите мимо этих потенциально пугающих объектов: коляски, маленькие детки, объекты в их руках (пластмассовые лопатки, машинки на колесиках, на веревочках, которые дети тянут за собой и они грохочут о тротуарную плитку), скейтбордисты, велосипедисты, люди необычных размеров (в больших пуховиках с капюшонами) или с непривычными предметами в руках, например, тележками из супермаркета.

Многие собаки боятся дворников просто потому, что им непривычно видеть человека с какой-то штукой в руках, которая шуршит и мотается из стороны в сторону. Многих собак пугают люди с зонтами, люди в капюшонах, в больших куртках, с большими пакетами в руках, пугают скопления людей в супермаркете, на остановке в час пик, в общественном транспорте.

Нужно хотя бы раз обязательно прокатиться со щенком в общественном транспорте, даже если у вас есть машина и вы абсолютно уверены, что вам никогда не придется ездить на автобусах. Надо все равно это сделать в рамках адаптации.

Что еще пугает собак? Громкие звуки, петарды, шум забиваемых свай, резкий неожиданный шум от выхлопов машин, а также большие машины, грузовики, мусоровозы. Обязательно нужно походить со щенком вдоль дорог, погулять мимо стройки, если там забивают сваи, съездить на железнодорожный вокзал и прогуляться по перрону. Все эти прогулки обязательно должны сопровождаться отвлечениями на игрушки и вкусняшки.

Однако, мало привезти собаку в такое место, т.е. просто показать пугающий объект. Важно знать, что делать, если ваш щенок испугался. В первом разовом испуге нет ничего ужасного. Это нормальная реакция организма. Просто срабатывает инстинкт самосохранения собаки.
Тут главное — не закрепить испуг. Не превратить испуг в фобию, в серьезный постоянный страх перед каким-то раздражителем или ситуацией.

На прогулке у вас всегда должно быть с собой лакомство. Но мало кормить собаку рядом с новым объектом. Необходимо двигаться мимо объекта, ласково, мягко общаться, т.е. показывать своим поведением, что объект нестрашный. «Я же не боюсь и ты не бойся». Чтобы помочь щенку увидеть, что объект нестрашный, хозяину нужно приблизиться к этому предмету, потрогать его, залезть на него (если есть такая возможность). В такой ситуации хорошо срабатывает метод подражания.

Если щенок испугался, ваша задача отойти вместе с ним немного от этого объекта так, чтобы он оставался в поле зрения, но ни в коем случае не уходить совсем, не уводить щенка домой. Это самая распространенная ошибка. Если вы уведете щенка, его страх закрепится, и в дальнейшем ваша собака будет каждый раз испытывать страх, нервничать при виде этого объекта. Необходимо дождаться, пока щенок успокоится, расслабится и привыкнет к объекту на определенной дистанции, и только потом можно уводить его домой. Но обязательно придется вернуться в эту ситуацию или к этому объекту и добиться спокойного отношения к нему, постепенно сокращая дистанцию до объекта страха.

У меня было несколько запущенных случаев, когда собака на несколько минут выбегала на улицу, быстро делала свои дела и пулей неслась домой. Она просто боялась находиться на улице, даже если на улице не было ни людей, ни собак, не было шумной дороги поблизости. Таких собак реабилитировать очень сложно во взрослом возрасте и практически невозможно восстановить их полностью.

Итак, собаку от объекта мы не уводим! Немного отходим в сторону, удаляемся от объекта, т.к. чем больше расстояние, тем легче собаке справиться со страхом. Садимся на корточки, общаемся с собакой, кормим, расслабляем. Но ни в коем случае, нельзя гладить и говорить «Все хорошо, ты молодец». Хвалить нельзя! Единственное тактильное воздействие, которое допустимо в работе со страхами, – массаж, глубокое воздействие пальцами на мышцы собаки. Это нужно именно для расслабления на мышечном уровне.

Очень эффективным является сочетание статических и динамических позиций. Когда собака начинает паниковать, необходимо остановиться, зафиксировать собаку, но ни в коем случае нельзя давать возможности убегать и тянуть от объекта страха. В статической позиции расслабляем собаку руками и голосом. Когда собака расслабляется в статике, переключаем ее на динамику: начинаем ходить вдоль объекта, не сокращая расстояние до него, причем не просто с собакой на поводке, а водим ее за лакомство. Как только собака расслабилась, продвигаемся чуть ближе к объекту и опять в статику. Постепенно сокращаем расстояние до объекта, работая на контрасте «статика-динамика».

Даже собаку со слабой нервной системой можно приучить к спокойному реагированию на сильные раздражители. Но важно делать это грамотно и вовремя!

Собаки с самого юного возраста начинают различать слова похвалы. Щенок может подумать, что испуг — это классно, если вы будете просто гладить, хвалить и отдавать ему лакомство. Вы должны не поощрять страх, а переключать внимание со страха на вкусняшку. Не нужно просто закидывать куски в рот собаке. Вы должны уводить собаку в какую-то увлекательную игру со вкусняшкой (элементарная игра «Догони вкусняшку», это делается на наведении, когда собака бегает за едой в руке человека).

Читайте также:  Как закапать глазные капли для собак

В последующие дни важно уделить особое внимание объекту страха. Например, если ваш щенок испугался детской коляски, выходите со щенком, ищете мамочек с колясками и просто следуете за ними. Ходите рядом с колясками, болтаете со щенком, скармливаете ему вкусняшки. Постепенно собака будет переключаться на еду, отвлекаться от своих страхов, а также сформирует в голове связь, что рядом с объектом кормят, значит, он неопасный.

Еще важный момент: находясь вблизи пугающего объекта, собака поймет, что ничего страшного не происходит. «Я не умер, мне не больно. Объект никак меня не касается». Таким образом происходит адаптация.

Очень важно начать социализацию вовремя. Даже если карантин затянулся, выводите собаку гулять на руках. Если этот момент упустить, восстановить собаку будет крайне сложно. На 100% собаки не восстанавливаются!

Можно минимизировать эффект отсутствия социализации и адаптации, но устранить полностью нельзя, все равно какие-то последствия останутся.

В отличие от социализации, адаптация происходит всю жизнь. Быстрее всего собака приучается к раздражителям (в том числе и сильным) в возрасте 4-6 месяцев), это самый важный период, и упускать его нельзя! Но вашей собаке всегда может встретиться незнакомый пугающий объект, и если собака хорошо адаптирована к жизни в обществе, велика вероятность того, что она очень легко привыкнет к новому объекту.

Приучайте собаку к транспорту: поездам, автомобилям, автобусам. Старайтесь брать щенка всегда и везде с собой, даже в магазины, посещайте людные и общественные места. Тогда проблем со щенком не будет и никакие страхи просто не возникнут.

В материале была использована статья Ольги Дударевой

Делаем собаку послушной, социализировав ее

Социализация собаки — это ее взаимодействие с окружающим миром. Приятно наблюдать за четвероногим питомцем, гордо шагающим возле своего хозяина и не обращающего ни на кого и ни на что внимание. Такая собака будет вполне адекватна при встрече совсем незнакомым ей из повседневной жизни. То есть правильно социализированная собака не доставляет хлопот своему хозяину, она не терпелива.

Одним словом, социализация — это воспитание собаки, обучение ее уверенности, определенным правилам поведение в непривычной для нее обстановке. Такое животное слушает своего хозяина беспрекословно, уважает всех живущих вместе с ним, не лает без толку, и не будет рычать, охраняя свою собственность — миску.

Для чего нужна социализация собаки?

Мода на собак не проходит. Но сейчас они живут с хозяевами не только в квартирах, а и в коттеджах, на дачах. Там им воля, простор, где можно свободно побегать, поиграть. Но такая свобода ограничена, поэтому она их и портит. Ведь если на знакомой дворовой территории им хорошо и привольно, то, вырвавшись за пределы привычной обстановки, они станут неуверенными и боязливыми, что побуждает их к неадекватному поведению.

Аналогичное происходит и с питомцами, живущими в квартирах, особенно мелких пород. Этих, чтобы реже выгуливать, обычно приучают к кошачьему лотку. В результате собака редко бывает на улице, а поэтому просто дичает. Таким образом, вырвавшись на улицу, она теряется, часто попадает под колеса автомобиля, неистово лает, бывает покусана сородичами. Социализация, как ни странно, выгодна как для хозяина собаки, так и для его питомца:

  • хозяину можно будет смело отправиться с ним на прогулку по городу или в путешествие, пообщаться с друзьями и не волноваться о его неадекватной реакции на непривычный шум и знакомство с новыми людьми;
  • позволить получить спокойного четвероногого воспитанника, не доставляющего особых хлопот;
    приобрести думающего, выдержанного и эмоционально стойкого друга, который будет думать, прежде чем совершить то или иное действие.

Этапы воспитания

Научить собаку ладить с окружающим миром — задача непростая. Но не все так страшно. Главное, делать это следует вовремя. Самое лучшее — это собаку социализировать до года. Если время упустить, ее трудно будет научить нормально воспринимать то, что не входит в ее понятие, а это, естественно, создаст немало препятствий.

Жизненный период любой собаки условно подразделяется на 8 этапов:

  • первые три недели, когда уже можно начинать социализацию — щенки начинают видеть и слышать, стоять, понемногу получать понятия об окружающем мире;
  • 3-4 недели (продолжение начальной социализации) — маленькие собачки пробуют познавать окружающую их территорию. Они отползают от матери, резвятся, приобретая поведенческие навыки;
  • 1-4 месяца (второй период социализации) — собачонки становятся вполне самостоятельными, они дружелюбны, ласковы, очень любопытны и не знают такого понятия, как «чужой»;
  • 4-6 месяцев — их независимость станет еще большей, проявляются черты индивидуального характера;
    полгода—год (завершающий этап социализации щенка) — молодая собака взрослеет, она уже в состоянии разделить всех на «своих» и «чужих», оценивать уровень опасности;
  • 1-3 года — собака практически сформировалась и психически, и физиологически;
  • 3-8 лет — этап взрослости, сущность питомца определена, известны все его возможные допустимости;
  • 8-12 лет — собачий старческий возраст, она не такая уже энергичная, может плохо спать, видеть, слышать, иметь пошатнувшееся здоровье.

Виды социализации

Как видим, когда собаке 3-4 недели до месяца, настало время для ее воспитания.

Качество социализации четвероногого друга с человеком подчиняется частоте их контактов. Когда они нечастые, он в будущем может проявлять трусливость, а поэтому просто шарахаться от людей. Но не нужно приучать питомца быть преданным каждому встречному. Так он должен относиться только к вам и всем живущим с вами. А вот что касается посторонних, то необходимо научить его спокойно воспринимать их. Вообще, воспитывая собаку, следует дать понять ей, что при определенных правилах спокойная жизнь ей обеспечена.

При предназначении вашего пса быть охранником, необходимо точно знать, какие навыки его вам могут понадобиться. Если это самооборона, то в критической ситуации она пойдет на задержание, а в остальном не составит опасности для окружающих.

Городской собаке-компаньону обычно хватает воспитания послушания. Но если ей придется охранять дом или объект, ей не помешают определенные атакующие и оборонительные навыки. В нашем непростом бытие собакам-охранникам также есть место. Таким питомцам социализация не нужна, вернее, необходима, но только касательно взаимопонимания с хозяином или (по желанию его) с определенным кругом лиц.

Следует проводить социализацию щенка и в отношении себе подобных. Когда ваш питомец проявляет трусость перед другими собаками, никогда не старайтесь избавить его от этого общения. Таким образом эта проблема не решается. Наоборот, дайте ему время разобраться во всем, убедиться, что от такого вреда ему не будет (конечно, если собаки не отличаются агрессивностью). Проследите, чтобы игры его с собаками были дружелюбными. Чем больше ваш питомец будет проводить время с такими, как он, тем больше будет толку.

При желании можно обучить любимца общению и с другими животными, сделать так, что он будет относиться к ним нейтрально. Как и в других случаях, успех такого дела обусловлен настойчивостью и постоянством таких контактов. Вообще, чем раньше молодой пес подружиться с иными животными, тем больше уверенности в его спокойствии.

Процесс адаптации

Как социализировать собаку, дабы она не создавала проблем? Наверное, еще раз следует подчеркнуть, что желательно не пропустить оптимальный возраст щенка. Вполне понятно, что чем раньше он ознакомиться с непривычной для него средой, тем больше у него шансов сформировать спокойное и уравновешенное поведение.

Так званую коттеджную собаку важно не просто держать в вольере или во дворе, а стараться с ней гулять за пределами двора: бывать в людных местах, выставках, ездить с ней в общественном транспорте. Если при этом животное проявляет беспокойство, не следует возвращаться или уходить в безлюдное место, лучше усмирить, ласково утихомирить, а потом снова продолжить гулять. Неплохо бы для этого, чтобы при вас была любимая забава щенка или что-то вкусненькое, чтобы вы могли поощрить его за хорошее поведение.

Таким же образом социализируют и четвероногих питомцев любой породы, которые живут в квартире.

Как уже отмечалось, собаку следует приучать к порядку с младенчества:

  1. пока она маленькая, ее следует выносить на улицу и приучать, таким образом, к шуму на улице;
  2. когда немного подрастет, со щенком можно проехаться на автомобиле, городском транспорте, пройтись с ним по улице, погулять в парке или сквере, при этом маршруты прогулок следует часто менять;
  3. регулярно при необходимости бывать в ветлечебнице и собачьей парикмахерской, чтобы он привык к этому;
    если воспитанник выявляет беспокойство, его необходимо утихомирить спокойными словами, погладить,
  4. задобрить любимым лакомством, при агрессии — одернуть, но голос при этом повышать не рекомендуется;
    питомца не должны беспокоить бегуны, велосипедисты на парковых аллеях, шумно резвящиеся дети;
  5. в обязательном порядке следует ходить с ним в «собачьи места» — на площадки для выгула, выставки и т. д.;
  6. хорошо бы посещать занятия по социализации.

Вообще, не следует считать это дело за что-то второстепенное. Не нужно стараться впечатлить питомца за один раз. Вы можете не поразить его, а, наоборот, пошатнуть воображение. Но не будьте и слишком осторожными при этом. Наблюдайте за любимцем. Ставьте его только в те ситуации, из которых он может выйти с успехом. Прогулка с ним должна завершиться при хорошем настроении. Только так можно рассчитывать на успех, на повиновение вашего воспитанника.

Послушание взрослой собаки

Часто случается так, что собаки попадают к нам, будучи взрослыми. С таким питомцем, естественно, могут возникнуть определенные трудности, так как это пес с уже устоявшимися привычками, а поэтому ему непросто будет навязать свои правила.

Но бояться этого не следует. Необходимо проявить выдержку и терпение, которые со временем будут оплачены любовью вашего четвероногого питомца. Давайте разберемся, как социализировать взрослую собаку.

Когда в вашем доме появилась взрослая собака, при знакомстве с ней следует проявить дружелюбие и спокойствие, не обращая внимания на то, какая она — дворняжка или чистокровной породы, с маленьких или больших.

Понаблюдайте, как она воспринимает вас. Если дружелюбно, с отсутствием агрессии и злобы — пора наводить контакты. Не позволяйте себе сразу подходить близко к незнакомому псу. Подождите, чтобы он подошел сам.

Присядьте, заговорите с ним ласково. Если он завиляет хвостом, тогда можно осторожно гладить, но только не голову, а снизу под челюстью почешите шею.

Вообще каждое животное отличается своеобразием поведения, но есть определенные черты, которые характерны для всех. Так, любая трусливая собака при встрече прижимается к полу, поджав уши и хвост, скулит, готова в любую минуту убежать. Естественно, что она плохо адаптируется, боится резких звуков, незнакомых людей и вещей.

Есть трусливо-агрессивные экземпляры, которые обладают всеми перечисленными признаками, но, бывает, громко лают, стараясь наброситься на того, кого боятся. Если у них возникает панический страх, тогда они не слышат ни команд, ни приказов, ни просьб.

Когда собака проявляет агрессивность с доминантным признаком, она может напасть неожиданно, беспричинно укусить постороннего человека, бросаться в драку с другими животными. За такой, само собой разумеется, невозможно ухаживать, приучить к порядку, так как она просто не будет воспринимать просьбы и желания хозяина. Даже опытный кинолог тут не всегда поможет. Просто таким питомцем лучше не обзаводиться.

Психически здоровая собака совсем другого поведения. Она не боится людей, если ей любопытно, может подойти понюхать, не откажется если ее погладят. Взяв себе взрослого пса, сразу же проявите свое превосходство, определив определенный порядок взаимоотношений, которого следует неукоснительно придерживаться.

Приучаем щенка

Как, уже говорилось выше, легче всего воспитывать молодого собаку. Поэтому, если вам нужно решить вопрос, как социализировать щенка, то особых проблем не возникнет. Тут следует проявлять выдержку, не жалеть времени и терпения.

Наперво необходимо приучить воспитанника спокойно реагировать на незнакомых людей. Собаки сразу не бывают злые, глупые, агрессивные и т. д. Они такие, какими их сделали хозяева, не желая с ними заниматься то ли в силу своей занятости, то ли безразличия. Маленькие собачки мало чем отличаются по своему поведению, а благодаря влиянию на них владельцев вырастают разные. Поэтому первое, что необходимо сделать, — научить питомца выполнять простейшие команды, спокойно относиться к людям, не реагировать на их скопление. И, конечно же, любить его, никогда не позволять себе жестокости в обращении с ним — такая собака вырастет трусливой, забитой. Толку от нее не будет.

Воспитывайте уверенность в своем любимце и при контакте с другими собаками или животными.
Важно с малолетства ее приучать в гигиене. Она должна на все процедуры реагировать спокойно. Обязательно следует научить щенка не реагировать на всевозможные раздражители такие, как работающий пылесос, дрель, сигнал автомобиля и многое иное. Он не должен их бояться. Случилось такое, отвлеките питомца, заговорите с ним, успокойте. Когда вы спокойны, он тоже не станет волноваться, а со временем привыкнет и не будет замечать такие звуки.

Нужно, чтобы занятия по социализации с щенком были недолгими и интересными, иначе ему станет скучно и все придется начинать сначала. Молодые собаки так устроены, что не способны долгое время сосредотачиваться на одном и том же.

Подводя итог всему сказанному выше, хочется отметить, что социализация собаки — обязательный и важный период в ее жизни. Пренебрегать им не стоит. Ведь именно таким образом можно добиться ее храбрости, стойкости, избавиться от нежелательных привычек, приспособиться к жизни и чувствовать себя в ней счастливой.

Социализация щенков: ключ к хорошо скорректированной собаке – Советы для домашних животных – 2020

Все породы собак.Бретонский спаниель (Эпаньол Бретон) (Brittany Spaniel) (Февраль 2020).

Всем известно о важности раннего обучения собаке, но знаете ли вы, что щенки тоже должны быть социализированы? Чтобы ваш щенок превратился в хорошего собачьего гражданина, вы должны подвергнуть его как можно большему количеству новых ситуаций и переживаний в возрасте от трех до шести месяцев. Рекомендуется начать общение с щенком с внешним миром с двенадцати недель или после того, как он получил оба раунда своих первых прививок. Это создаст положительную поведенческую основу для вашего нового спутника. Это может также сэкономить вам много горя, так как после шестимесячного возраста подростки, не достигшие социализма, могут развить фобии, проявить агрессию в новых или незнакомых ситуациях и с трудом справиться с ростом и усилением. Серьезные проблемы, вызванные плохой социализацией, могут быть очень трудоемкими и трудными для исправления после того, как ваша собака созрела; правильно ввести щенка в новые вещи легко. Спокойная, хорошо скорректированная собака может занять гораздо больше мест, чем та, которая в первую очередь привыкла к одной среде или множеству людей. Цель социализации – сделать новый опыт интересным и позволить вашему щенку безопасно исследовать свой новый мир. Поступая таким образом, вы сможете лучше предсказать поведение своего щенка, а также получить какое-то ценное время с вашим новым дополнением к семье.

Читайте также:  Чем кормить кроликов? Чем кормить декоративных кроликов в домашних условиях?

Вы и ваш щенок

Понимание того, когда щенок нервничает или не уверен, является решающим первым шагом в социализации. Испуганные переживания могут травмировать некоторых собак, оставляя их боязни определенных ситуаций для жизни. Ваши реакции на этом этапе очень важны, так как вы можете усилить чувство безопасности и безопасности, чтобы помочь вашему щенку преодолеть его опасения. Признаки, что ваш щенок может бояться, включают:

  • Хвост, расположенный между ногами
  • Зияние, облизывание губ и щекотание языка
  • Укладывать живот вверх
  • Уши оттянуты назад
  • Широкие глаза
  • Хныкающий
  • Напряженное выражение лица

Если ваш щенок начинает демонстрировать это поведение во время социализации, вы можете вновь усилить чувство безопасности, превратив себя в безопасную границу. Хороший способ сделать это – довести себя до уровня вашего щенка и позволить ему спрятаться между вашими ногами или руками. Успокойте его, поговорив, обнимая и хвалите его – пусть даже бросьт удовольствие или два. Защита вашего щенка таким образом создаст ваши взаимные связи и поможет ему чувствовать себя более уверенно в незнакомых ситуациях. Вы должны также акклиматизировать своего щенка как можно раньше. Уход, чистка зубов, обрезка ногтей и купание будут намного проще, если ваш щенок привык к тому, чтобы его рот, лапы и тело мягко манипулировали.

Ищете бесплатный совет домашних животных для вашей собаки ?. Нажмите здесь, чтобы присоединиться к любимому домашнему сообществу UKs – PetForums.co.uk

Заводить новых друзей

Получение вашего щенка, используемого для новых людей и других животных, поможет обеспечить его дружелюбие и не напугать незнакомцев. Вероятно, он скоро придет в порядок вашего дома, но как насчет новых собак, которые он может встретить на своих ежедневных прогулках или поездках в парк? Чтобы узнать правила, ваш щенок должен сначала сыграть в игру. Один из лучших способов привлечь вашу собаку к другим людям такого рода – это найти местную группу социализации щенков, которую иногда называют «щенком». Даже если у вас есть несколько собак дома, ваш щенок выиграет от встречи с окружающими в своем возрасте с разными темпераментами; он научится взаимодействовать с новыми собаками и читать их язык тела, чтобы избежать чрезмерно агрессивной конфронтации. Он также может научиться делиться новыми игрушками, а также избегать играть слишком грубо. Также рекомендуется взять вашу собаку в парк или открытое пространство, где он увидит другие виды. Большие животные, такие как лошади, могут быть пугающими и заманчивыми, когда они впервые встречаются. Если ваш щенок знаком с ними с раннего возраста, он менее подвержен чрезмерной реакции, когда встретится с ними позже в жизни. Представление маленьких животных в безопасном, контролируемом контексте приемлемо, но имейте в виду, что ваш щенок может попытаться сыграть с ними, как если бы они были его размером! Наконец, и, возможно, самое главное, вам нужно будет обеспечить, чтобы ваш щенок встречал людей всех размеров и слоев общества. Он больше подвергается воздействию людей с униформой, очками, шлемами / головным убором, тем меньше вероятность, что он будет реагировать на них страшно, когда он станет старше. Также очень важно, чтобы ваш щенок учился быть нежным вокруг детей. Предоставьте ребенку некоторые удовольствия, чтобы дать вашему щенку, и обязательно похвалите своего щенка, если он берет их осторожно, не хватаясь.

Привет, мир!

Социализация также касается того, чтобы ваш щенок использовался в новых условиях – процесс, также известный как привыкание, – и щенок – это самое время открыть новые достопримечательности, запахи и звуки. Одним из лучших мест для того, чтобы ваш щенок привык ходить, является ветеринар. При условии, что он будет вакцинирован, большинство практик будут рады, если вы принесете своего щенка каждые несколько недель для взвешивания или быстрого обнимания персонала, что сделает ваши посещения ветеранами менее напряженными для вас и вашей собаки. Высокие улицы, оживленные дороги и автомобили / общественный транспорт также являются хорошими местами для щенка, при условии, что его можно безопасно контролировать. Наконец, убедитесь, что ваш щенок подвергается повседневным шумам, таким как бытовая техника, музыка и трафик.

Заключение

Эта статья далеко не исчерпывает всех возможностей и методов правильной социализации вашего щенка. Существует гораздо больше возможностей для изучения, но выигрыш велик: хорошо социализированная собака – это те, кому можно доверять, играть с другими домашними животными и позитивно реагировать на новые ситуации. Чтобы быть уверенным, что вы освещаете основы, вы можете создать контрольный список всех ситуаций и событий, с которыми вы хотите, чтобы ваш щенок столкнулся, прежде чем он достигнет шести месяцев. Социализация – это ключевой элемент ответственного владения, а обеспечение всех основ – лучший способ помочь вашему щенку превратиться в фантастическую собаку.

Социализация собаки

В этой заметке я не буду особо расписывать теорию, вкратце пробегусь по основным понятиям, а затем более подробно остановлюсь на распространенных мифах и заблуждениях о социализации, которые приводят к ошибкам в воспитании питомца.

Социализация собаки – это ее обучение комфортно жить в обществе с человеком и себе подобными, адекватно реагировать на различные раздражители (люди, собаки, транспорт, коляски, громкие звуки и т.д. и т.п.) и окружающую обстановку современного мира.

Процесс социализации собаки проходит определенные возрастные этапы:

3 недели – 1 месяц: щенки начинают отдаляться от матери и активно изучать окружающий мир, играют друг с другом, начинают формироваться начальные поведенческие реакции.

1-4 месяца: в этот период щенки уже приспособлены к самостоятельной жизни, но для них все еще отсутствует понятие “свой-чужой”. Они очень активны, с готовностью идут на контакт со всеми. Тут остановлюсь немного подробнее. Если вы наблюдаете в щенке этого возраста трусость, боязнь новых людей или новой обстановки – социализации нужно уделить особое внимание, иначе в будущем это может привести к проблемам в поведении. В лучшем случае это будет просто боязливость, в худшем случае это может приводить к неконтролируемой панике, вследствие чего собака будет склонна убегать и прятаться, совершенно не слыша хозяина и его команды (дружно вспоминаем количество потеряшек в периоды новогодних салютов, корни такого неконтролируемого поведения вот тут, в этом возрасте). Еще один крайне нежелательный аспект недостатка социализации в этом возрасте – трусливо-агрессивное поведение. Собака, пытаясь компенсировать собственный страх, начинает проявлять агрессию. И эта агрессия может быть направлена куда угодно – на себя саму, на окружающих людей, на хозяина, на предмет страха. Вкупе с неконтролируемостью и паникой последствия такой агрессии могут быть самыми печальными.

Еще от владельцев щенков этого возраста, особенно если речь идет о служебных породах, когда щенка взяли для охраны, можно часто услышать жалобы – мы его на охрану взяли, а он ко всем ластится. В данном возрасте это совершенно нестрашно. Это лишь показатель нормального развития щенка. Гораздо хуже, если щенок в этом возрасте боится людей и проявляет агрессию. Толковый охранник из такого щенка вряд ли получится.

4-6 месяцев: щенок становится все более самостоятельным, продолжается формирование индивидуального поведения. Тут тоже остановлюсь чуть подробнее со своими комментариями. Очень часто от владельцев щенков этого возраста можно услышать, что они уже гуляют без поводка и щенок отлично слушается, такой умный. На самом деле этот возраст и последующий этап социализации в этом отношении очень коварны. Обратите внимание – щенок становится все более самостоятельным. Это означает, что он уже не особо завязывается на хозяина и в зависимости от характера и темперамента в любой момент, а по закону подлости это будет самый неподходящий момент, может начать эту самую самостоятельность проявлять. Последствия также печальны – сбежал, потерялся, попал под машину, увязался за бродячей стаей и так далее.

6-12 месяцев: продолжает формироваться индивидуальное поведение, начинается половое созревание. Собака уже различает своих и чужих, учится оценивать степень потенциальной опасности. По большому счет, к году процесс социализации можно считать завершенным. До 2-3 лет еще можно внести какие-то корректировки, пока собака молодая, после 3-х лет уже поведение собаки корректируется с трудом. Конечно, при необходимости предпринимать попытки можно и нужно, но это уже потребует от хозяина гораздо больше сил, времени и настойчивости, чем если бы все было сделано вовремя.

Основные мифы о социализации:

Миф № 1: для социализации нужно постоянно гулять со щенком в обществе других собак.

На самом деле нет. С одной стороны, щенок привыкает быть в обществе себе подобных. Поклонники этого мифа считают, что это поможет в будущем избежать проявлений зооагрессии. На самом деле нет. Мне неоднократно доводилось видеть собак, которые росли в постоянном общении с соплеменниками, но тем не менее были склонны к зооагрессии. Выглядит это так – свои собаки имеют право на существование, все посторонние собаки должны быть убиты. Никакими прогулками с другими собаками это не исправляется. Если у собаки есть зооагрессия, то она исправляется разумной коррекцией в зависимости от степени ее проявления. С какими-то собаками сработает просто отвлечение на еду или игру, с какими-то собаками нужна более серьезная коррекция, но так или иначе, наличие или отсутствие игр с соплеменниками в щенячестве на это никак не влияет.

Миф № 2: если мы взяли щенка на охрану, то ему нельзя давать общаться с посторонними людьми, в нем надо воспитывать недоверие к чужим.

Тоже нет. Нельзя забывать о том, что мы живем в обществе. Собаке так или иначе нужно будет контактировать с посторонними людьми. Это может быть ветеринар, инструктор по дрессировке, судья на выставке (если собака выставочная), просто люди на улице. Лучше будет, если собака будет просто спокойно к ним относиться. Для того, чтобы собака стала хорошим охранником, ее нужно этому учить. Да, с инструктором. Если в соответствующем возрасте не научить щенка спокойно воспринимать посторонних людей, это может привести к тому, что собака будет их в лучшем случае просто бояться. В худшем случае – будет проявлять агрессию. А теперь представьте, что собаку нужно показать ветеринару или просто куда-то перевезти. Для собаки будет гораздо меньше стресса в этой ситуации, если ее вовремя научили адекватно реагировать на посторонних людей.

Миф № 3: для социализации щенка нужно как можно чаще выводить в места скопления людей, возить в общественном транспорте и т.д.

Определенное рациональное зерно в этом есть. С небольшим уточнением – нагрузка должна быть адекватной для конкретно взятой собаки. То есть, нежелательно просто взять щенка и вывести, скажем, на привокзальную площадь в толпу народа. Да, психически крепкие и уравновешенные собаки это нормально переживут. Но лучше будет, если все-таки интенсивность окружающей толпы будет повышаться постепенно. Если на каком-то этапе вы заметили признаки боязливости у щенка, то нужно сначала отработать этот этап, а затем уже переходить к следующему. В противном случае, перегрузка нервной системы щенка также может привести к нежелательным последствиям в виде трусости, склонности к панике, агрессии.

Что делать, если время упущено?

Так бывает, если вы решили взять подрощенную или взрослую собаку. Либо бывает связано с карантином после прививок. Случается, что в питомниках собаки засиживаются, либо по каким-то причинам щенку не сделали вовремя прививки, из-за чего поздно начали гулять на улице.

Однозначного ответа здесь нет. Самая правильная рекомендация, на мой взгляд, в такой ситуации обращаться к инструктору-кинологу, чтобы решать проблему индивидуально. Потому что все собаки разные и проявления недостатка социализации тоже очень разные. И действия хозяина зависят от конкретной ситуации, возраста и характера собаки.

Вот, пожалуй, все, что я хотела рассказать о социализации. В следующем посте, посвященном содержанию и воспитанию собак, расскажу о том, как выбрать питомник, в котором можно купить собаку (об этом просили в комментариях к более ранним постам).

Социализация щенка: ключ к хорошо уравновешенной собаке

О чём думает Ваша собака

Посвящается моим родителям,

которым бывает трудно объяснить людям, чем я зарабатываю себе на жизнь;

моей жене Лиз, чья поддержка помогла мне написать эту книгу,

и моему сыну Джейсону, который всегда хотел, чтобы его имя попало в книгу.

Эти стихи — прекрасное выражение восхищения МИЛЛИОНОВ людей теми животными, с которыми они делят кров. «Он светоч мне в пути», — тут мы сразу же вспоминаем о собаке-поводыре, ведущей слепого. «В работе — мастер», — это наводит на мысль о бордер-колли, пасущей овец. «Оберегает всю семью, хранит мое именье», — в воображении возникает образ немецкой овчарки, защищающей наши дома, или английской пастушьей собаки, охраняющей стада.

Поскольку собаки способны решать все эти за дачи и еще множество других, мы склонны считать, что понимаем их и что они понимают суть работы, которую выполняют. Но понимаем ли мы собак на самом деле? Подозреваю, что нет. Что еще важнее, понимают ли собаки нас? Думается, и на этот вопрос ответ будет отрицательный.

Если отказаться от привычных шаблонов и разобраться, чем является собака в действительности, мы увидим, как глупо подходить с человеческой меркой к ее поведению. Исследование собаки, попытка понять, что она собой представляет, и является целью этой книги.

Если мы научимся понимать собак, узнаем, каковы мотивы их поведения и ценности, как происходит их обучение и почему они ведут себя так, а не иначе, то наше более глубокое знание всех этих вещей поможет нам установить с собаками более тесную связь, а благодаря этому мы будем получать гораздо больше радости от общения с собакой.

Читайте также:  Дерматит у собак - симптомы, диагностика и лечение

Грустно, что хорошим, заботливым владельцам часто дают дурные советы. Недавно я рецензировал книгу, в которой утверждалось, что нужно тонкой бамбуковой палкой бить собаку по морде, если она попытается идти впереди вас. Там предлагается еще и такой метод, чтобы отучить собаку брать угощение от посторонних людей: сунуть булавку в кусок мяса; булавка должна торчать из него примерно на полдюйма, и, когда собака ткнется в кусок носом, булавка слегка ее уколет. То же самое советуют проделать с помощью вилки: она уколет собачью пасть и не даст проглотить кусок. На обложке книги — внушающее благоговейный трепет название влиятельной организации, занимающейся собаками. Но при более внимательном изучении выясняется, что эти люди не имеют никакого понятия о мире собак. Книга красочно оформлена, продается по приемлемой цене. Моя разгромная рецензия не была опубликована, а книгу легко получить и в магазинах и в библиотеках. Что же делать заботливым хозяевам, если им предлагают подобные советы?

Сам я зоопсихолог, специалист по поведению собак. Коренной причиной большинства проблем, с которыми ко мне приходят, является неправильное Понимание вполне нормального для собаки поведения. Разумеется, есть и плохие собаки — неуравновешенные, психически неустойчивые, с проявлениями атавистических свойств. Но их не так много, как можно было бы предположить на основе статистики эвтаназии (усыпления). Не следует также обвинять исключительно хозяина всякий раз, когда собака ведет себя неприемлемо с точки зрения окружающих. Неверно, что «нет плохих собак, а есть плохие хозяева».

Отчего же тогда у собак порой возникают проблемы поведения, которые на первый взгляд кажутся неисправимыми?

Тому есть множество причин, как мы увидим в дальнейшем. Во всяком случае, нужно внимательно изучить информацию, с которой вы познакомитесь в этой книге, а уж потом решать, хозяин ли невежда, или его собака — экземпляр, резко отличающийся от прочих представителей породы, иначе говоря, выродок?

Книга разделена на три части. В I части объясняется, почему собаки поступают определенным образом. Часть II посвящена наиболее распространенным причинам того, что мы все считаем проблемами наших собак, и методам, с помощью которых, как мне удалось установить, эти проблемы можно решить. Часть III представляет собой справочник для дрессировщиков, чьи собаки имеют какие-либо отклонения в поведении.

Как владелец и дрессировщик собак, участник и судья состязаний, я испытал как радость, так и разочарование, работая с проблемными животными. Я знаю и то, что проблемы удается разрешить, только если мы постараемся понять, как получилось, что собаки привыкли вести себя неприемлемым для нас образом.

Только поняв, как учатся собаки, мы сможем приучить их подчиняться нашим командам, а это, как вы узнаете из книги, совершенно не то же самое, что заставить их признать наши ценности. Чтобы разобраться как следует, нужно глазами собаки посмотреть на совместную жизнь собак и людей… Иначе говоря, необходимо встать на «точку зрения» собаки.

Часть I. Собаки. Кто они?

1. Происхождение собак

В моей книге записи посетителей значилось:

«Понедельник, 9.00 — мисс Горт с ротвейлером, кобелем в возрасте 2 лет, агрессивным по отношению к людям».

«Какое замечательное начало новой недели», — помнится, подумал я, услышав, как ее машина въезжает на нашу автостоянку. В ту минуту я и не подозревал, насколько важным окажется этот случай, — ведь именно тогда мне удалось доказать, что для разрешения проблем поведения у собак прежде всего необходимо установить коренную причину возникших сложностей, а не просто пытаться контролировать симптомы ее проявления. Выйдя навстречу посетительнице, я увидел такую картину: грузная дама лет семидесяти, отчаянно схватившись за ручку задней дверцы своего автомобиля, изо всех сил старается удержаться на ногах. Почему? Потому что в другой руке она держала поводок, который яростно натягивал огромный, чрезвычайно злобный на вид ротвейлер. Дело усугублялось тем, что его ярость определенно была направлена на меня. В голове промелькнули две мысли: «Устоит ли она на ногах?» и «Почему она, в ее-то возрасте, выбрала себе собаку таких размеров?»

Ей все же удалось удержаться на ногах. Оказывается, собаку она не выбирала, а получила в наследство. Мисс Горт была экономкой отставного армейского офицера. Руди, так звали пса, прежде принадлежал ему. Офицер умер, в своем завещании он оставил распоряжение, чтобы мисс Горт получила дом и собаку. Он завещал также соответствующую сумму денег. Хозяин хотел умереть со спокойной душой — в уверенности, что его указания насчет Руди будут неукоснительно выполняться. А состояли они в том, что Руди должен получать все самое лучшее.

Довольно скоро Руди стал неуправляемым, и мисс Горт подумала, что, вероятно, его нужно дрессировать. Но когда Руди стащил ее со стула, на котором она устроилась в моей приемной, и с глухим шумом опрокинул ее прямо на пол — всего лишь потому, что я встал со стула, чтобы приготовить нам по чашке чая, стало более чем очевидно, что Руди о дрессировке весьма невысокого мнения.

К счастью, мисс Горт и теперь сумела удержать поводок. Я уверен, что Руди бросился вперед не для того, чтобы помочь мне сервировать стол. Особенность сложившейся в данном случае ситуации состояла в том, что Руди с момента смерти своего хозяина стал единственным взрослым «мужчиной» в доме. Из-за исключительной силы и величины этого пса мисс Горт не могла обеспечить ему достаточную физическую нагрузку. А это было совершенно необходимо! Зато она педантично выполняла все указания бывшего хозяина, и Руди три раза в день получал разнообразные мясные продукты: свежий фарш, сердце, печенку и тому подобное.

Особенности социализации щенков и взрослых собак

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Социализация – это важный аспект воспитания собаки, своего рода адаптация к миру людей и возможность разумного взаимодействия с окружающими. Это значит, что животному, попавшему в дом человека, придётся научиться коммуникабельности и умению жить по определённым правилам.

Что это такое?

Социализация щенка – это воспитание у животного адекватного отношения к контактам с окружающими людьми, другими животными и неживыми объектами. А начинать этот процесс нужно сразу, взяв в своё жилище маленького четвероного друга. Собака рождается с врождёнными задатками умственных способностей, но задачей владельца является дать ей возможность развивать свой интеллект, впитывая новую информацию.

Если у животного устойчивая нервная система, оно довольно быстро приспосабливается к новым условиям, и для его адаптации не нужно радикального вмешательства со стороны хозяина. Другое дело – особенности характера и темперамента различных пород, которые заставляют их неадекватно реагировать на одни и те же события и объекты, вплоть до агрессии и панического страха. Это затрудняет содержание и обучение такого питомца, делает его непослушным и непредсказуемым.

Чем моложе щенок, тем быстрее его можно приучить к человеческому быту, умению понимать своё место в семье и среди сородичей, спокойно относиться к посторонним вещам и ситуациям. А для человека он станет выдержанной, уверенной и послушной собакой.

Для чего это нужно?

Собаки, не прошедшие процесс социализации, наживают множество проблем, каждая из которых является и проблемой владельца. Когда животное не может уравновешено относиться к новым, неизвестным ей объектам, она испытывает непрерывный стресс, негативным образом влияющий на её психику и нервную систему. Именно это становится причиной трусости, когда животное срывается с поводка и убегает, забыв о существовании хозяина.

Иной перегиб – раздражительность, беспокойство и агрессивное поведение. К сожалению, это закономерная реакция псовых на непонятные вещи и события. Подобные собаки опасны для окружающих, но также часто становятся виновниками травм хозяина и членов его семьи.

Социализированные животные, в отличие от таких питомцев, имеют бесспорные преимущества:

  • они не лают на прохожих, уличных и домашних животных;
  • не боятся громкого шума;
  • спокойны при виде подходящих к ним в городе людей;
  • послушны как дома, так и на улице;
  • уравновешены при возникновении форс-мажорных ситуаций, и даже могут оказать помощь окружающим;
  • их можно оставлять дома, не боясь, что животное будет лаять или выть.

Воспитанные правильно собаки знают правила общежития с человеком и другими существами, кроме того, они обладают крепкой нервной системой, исключающей любые нецивилизованные, агрессивные действия. Надо признать, что и умственные способности этих питомцев гораздо выше, чем у их полудиких, хотя и проживающих с человеком, собратьев, которых не воспитали должным образом.

Этапы социализации

Начинать воспитание можно сразу после того, как щенки взяты от матери, желательно, не позднее 5 месяцев, когда заканчивается формирование психики животного, включая активное воздействие окружающей среды. Различные, грамотно смоделированные ситуации стимулируют совершенствование нервной системы, ассоциативного мышления и памяти собаки благодаря сочетанию звуков, запахов и зрительных образов. И она считается подготовленной к главным моментам воспитания.

Первый этап социализации предусматривает установление грамотно выстроенных отношений собаки и владельца, и для этого общаться с животным нужно постоянно, а на первых порах – продолжительное время. На этой стадии важно выполнение следующих условий:

  • чтобы щенка ничего не отвлекало, нужно постараться исключить влияние посторонних предметов и внешних раздражителей;
  • для собаки должен существовать только хозяин с его непоколебимой волей и характером, единственный сильный вожак и лидер;
  • основные моменты воспитания происходят во время кормления и игр, непосредственного общения;
  • прогулки с животным лучше совершать в безлюдных, тихих местах, где щенок чувствует себя раскрепощённо;
  • главные маячки для успешного обучения во время дрессировки – игрушки и лакомства;
  • все эмоции щенка во время контакта должны быть положительными, кроме поощрений, необходимо произносить кличку животного, вести ласковую беду, подбадривать при помощи поглаживаний.

На положительный результат таких занятий может указывать поведение питомца при виде хозяина – его радость, желание быть рядом, игнорируя всё, что при этом его окружает. Данный этап при правильном выстраивании контакта может длиться не более 10 дней, после чего можно переходить к дальнейшему обучению.

На втором этапе происходит усложнение задач, ставящихся перед животным. При этом по-прежнему ставится акцент на главной роли воспитателя, но одновременно собаку приучают правильно реагировать на бытовые, в том числе городские объекты:

  • спокойно относиться к автотранспорту, шуму, большому скоплению людей, местам, где пребывают другие животные, к посещению ветеринарного врача;
  • при первых признаках беспокойства щенка надо отвлечь – игрой, поглаживанием, лакомством;
  • если владелец заметил, что питомец испуган, желательно переключить внимание собаки на что-то безопасное и покинуть «зону страха»;
  • но иногда любопытство у лохматого друга перевешивает чувство боязни, и тогда допускается осторожно познакомить пса с заинтересовавшей вещью, приблизившись к ней.

Уводить собаку и снова позволять ей приближаться можно неоднократно, пока фобия не рассеется.

По времени этап не должен занимать больше месяца, что может означать проблемы с психикой собаки. В итоге животное должно спокойно относиться ко всему, что попадается ему на пути, включая людей и животных, а центром его внимания должен оставаться дрессировщик.

Основная цель обучения на третьем этапе – приучение собаки к адекватному поведению, если возникают исключительные, нестандартные ситуации. Для щенков служебных пород одновременно с этим проводятся занятия по специальному курсу дрессировки для выработки навыков при несении определённого вида службы.

Хозяину важно учитывать индивидуальные характеристики поведения животного и исходя из этого, имитировать неординарные события. Животное должно быть приучено к равнодушному отношению к любым раздражителям, однако быстро реагировать на любые команды владельца. Данная стадия наиболее сложна и требует до трех месяцев постоянных тренировок, впрочем, некоторые питомцы могут пройти этап и быстрее – всё зависит от их характера и природных особенностей породы.

Как правильно социализировать животное?

Начинать обучение щенка нужно с составления плана занятий, однако прежде необходимо сделать оценку состояния питомца.

В этом смысле важны такие показатели:

  • как животное реагирует на игрушки, пищу, звуковые раздражители;
  • насколько быстро собака может адаптироваться к обычным повседневным событиям;
  • какова реакция на незнакомые, живые и неживые объекты;
  • возможно, присутствуют некоторые особенности поведения, достоинства и слабости личного свойства.

Такой подход актуален как в отношении щенка, так и взрослой собаки. Хозяин из собственных наблюдений уже может получить представление, как питомец относится к людям, детям, домашним и уличным животным.

Таким образом, в дальнейшем будет легче найти раздражители, которые могут стать мотивационными для стимуляции нужного типа поведения.

Сложно, когда собака безразлично относится к еде или игрушкам, но и в этом случае есть выход из положения – нужно просто повысить ценность этих ресурсов, а следовательно, мотивации.

Период адаптации маленьких щенков к внешним раздражителям можно поделить на три периода:

  • в 3-8 недель происходит начальная внутривидовая социализация, когда детёныш знакомится с другими собаками;
  • с 6 до 12 недель питомца следует научить контактировать с людьми и другими видами животных;
  • с 6 до 16 месяцев процесс адаптации должен расшириться до условий улицы и связанных с ней объектов.

В 4-5 месяцев щенок уже должен различать множество запахов, не бояться различных шумов, игнорировать любые провоцирующие события, акцентируя внимание на одном объекте – своём хозяине.

Для того чтобы все этапы социализации были пройдены успешно, а животное не стало пугливым и неуверенным в себе, собаку регулярно надо выводить «в свет», а не ограничиваться короткими выгулами. Некоторые владельцы предоставляют своим питомцам двор загородного дома, считая, что животное, свободно бегающее по территории, должно чувствовать себя комфортно. Но такие псы, попадая на улицу, уже не испытывают свободной непринуждённости, они напуганы, что логически приводит к такой реакции, как агрессия.

Взрослую собаку научить вести себя спокойно представляет определённую сложность, и для этого созданы специальные классы социализации, где животным под контролем тренера позволяют вести себя естественным образом. Намордник и поводок используется только вначале для оценки состояния животного. Как правило, в конце курса в их применении уже нет необходимости, так как животное находит общий язык со своими сородичами разных возрастов и пород, а также с хозяином, что, пожалуй, является главным.

О том, как социализировать щенка, смотрите в видео ниже.


Ссылка на основную публикацию