Социализация котенка и молодой кошки

Социализация кошек

Кошка социализированная

К сожалению, не всегда появившиеся дома кошка или котенок оправдывают надежды своих владельцев: большинство хочет ласковое и контактное животное, а на практике бывает, что кошка показывает совершенно не такое поведение, которое от нее ждет человек. Но почему же на самом деле одни кошки контактные, а другие несколько диковатые, или даже агрессивные? Как самому не вырастить из котенка неуправляемого зверя, если котенок рождается в вашем доме или появляется в маленьком возрасте?

Периоды социализации

Когда мы говорим о социализации кошек, мы имеем ввиду возможность устанавливать контакты как со своим видом, так и с другими животными, и, что не мало важно, с человеком. Правильная социализация крайне важна для формирования в будущем адекватного ласкового животного и гармоничного его сосуществования рядом с нами. Конечно, генетически заложенная агрессия может сыграть не последнюю роль в том, каким котенок в результате вырастет. Но не придавать значение социализации нельзя.

Развитие котенка происходит в ходе практического взаимодействия, опосредованного другими индивидами (кошкой-мамой, сопометниками, человеком, другими животными).

В онтогенезе кошек (цикле развития), традиционно выделяются среди других такие периоды как неонатальный период, период ранней социализации и период поздней социализации. Крайне важно соответствие предыдущей и последующей стадии развития.

Неонатальный период (с рождения котенка до достижения котенком двух недельного возраста).

Начинать общение с котенком следует еще в неонатальном периоде. Многие бояться брать на руки таких маленьких новорожденных котят и никого к ним не подпускают, полагая, что так будет лучше для котенка. Однако это не так. На самом деле аккуратное поглаживание котенка в этот период крайне положительно влияет на дальнейший процесс его социализации.

Период ранней социализации (от двух до восьми недель).

Именно период ранней социализации является ключевым в формировании в дальнейшем позитивных контактов с человеком. Поэтому именно в период от двух по восьми недель котенку следует уделять особое внимание, общение человека с котенком в это время должно быть наиболее тесным и регулярным.

Согласно одному из исследований, проведенному не так давно американскими учеными, было установлено, что котята, которых в период ранней социализации гладили не менее 40 минут в день, вырастали крайне привязанными к владельцам, в тоже время как 15-минутного поглаживания для установления прочной связи с человеком оказалось недостаточным. Поэтому регулярное ежедневное общение с котенком в период ранней социализации обязательно для того, чтобы такая черта как дружелюбие по отношению к человеку была стабильно закреплена.

Кроме этого, ни в коем случае нельзя разделять в этот период котят с кошкой-мамой, так как именно в этот период котенок начинает обучаться принципам поведения в кошачьем социуме, игровым и охотничьим навыкам, и т.д. Также очень важным поведенческим актом кошки, направленным на обеспечение психологического комфорта у котят, является вылизывание (человеческое поглаживание, о котором мы говорили выше, в определенной степени его аналог). Ведь известно, что кошки вылизыванием снимают стресс, напряжение и успокаиваются. Поэтому ранний отъем способствует тому, что котенок может вырасти агрессивным, недоверчивым и пугливым. Кошка-мама обеспечивает котятам чувство безопасности и психологического комфорта, на что, при всем желании, человек не способен. Установлено, что детеныши высших млекопитающих, которых рано отделяли от матерей, вырастали пугливыми, агрессивными, плохо поддающимися обучению.

Период поздней социализации (от девяти до шестнадцати недель).

Этот период отличается кульминацией социальных игр, когда сопометники могут пробовать конфликтовать друг с другом за свой статус, и игровой активности. В идеале, не стоит разделять котят с мамой и сопометниками хотя бы до 12-13 недель, поскольку во время таких игр котята активно учатся нормальному игровому поведению – многие, в первые наблюдая за игрой котят между собой и с кошкой, могут подумать, что кошка проявляет чрезмерно агрессивное поведение по отношению к своим котятам, однако именно так мама пресекает поведение собственного отпрыска, выходящее за рамки дозволенного, например, чрезмерное покусывание либо царапанье. Излишняя игровая агрессия, наблюдаемая у некоторых котят (самое распространенное, когда котенок кидается на ноги владельца), как раз и говорит о том, что котенка слишком рано отлучили от матери и сопометников.

Этот же период может оказаться и самым сложным для владельца. Помимо того, что именно в этот период у котенка наблюдается необузданная энергия и он в прямом смысле переворачивает весь дом, он также может, если котенок уже переехал в новый дом, попытаться установить свое главенство по отношению и к человеку, поэтому не стоит делать котенку в этот период излишних поблажек.

По окончании периода поздней социализации у котят окончательно складывается модель взаимоотношений с человеком, и в случае отсутствия позитивного опыта, приручить таких котят уже бывает достаточно сложно.

Сенситивный период в развитии кошки

Установлено, что для развития восприятия существуют определенные оптимальные периоды. В определенные промежутки времени последовательно развиваются определенные участки центральной нервной системы. Вполне логично, что именно в эти промежутки времени котенок, да, собственно, как и мы с вами, будем наиболее чувствительны к воздействиям факторов окружающей среды в целях развития определенных функций.

Таким образом, под сенситивным периодом понимается временной диапазон, наиболее благоприятный для развития определенных свойств, способностей, поскольку именно в этот период идет особенно интенсивное неврологическое развитие. Сенситивный период у котят совпадает с периодом ранней социализации.

Конечно, развитие не начинается с началом сенситивного периода. Равно как и не заканчивается по его завершению. Однако именно в этот период оно идет наиболее интенсивно. Поэтому этот период крайне значим и оказывает огромное значение на формирование функций и способностей и влияет в последующем на всю жизнь. Именно в этот период возможно наиболее эффективное стимулирование функций внешним воздействием.

Важно, чтобы задатки восприятия в такой период были поддержаны соответствующим опытом. Так, в частности, был проведен эксперимент, в ходе которого котят разделили на две группы. В сенситивный период одну группу котят вырастили в так называемой «вертикальной» среде: они находились в темноте, периодически включали свет и высаживали их в цилиндрическую камеру, на стенках которой были только вертикальные полосы. Другая группа котят также росла в темноте, но уже помещалась в «горизонтальную» среду – камеру, на стенках которой были только горизонтальные линии. В результате выяснилось, что котят из первой группы нейроны зрительного анализатора реагировали только на вертикальные линии, в коре не образовались связи, реагирующие на горизонтальные предметы, а у второй, наоборот – только на горизонтальные. Оказалось, что «вертикальные» котята не видят горизонтальные предметы, то есть если, к примеру, швабра стоит, то котенок может ее обойти, но если она лежит, то он на нее натыкается.

Также интересен еще один эксперимент, получивший название карусель Хельда-Хайна. Его суть заключается в том, что приблизительно до 8 недель котят держали в темноте. После котят объединяли в пары, в которой один котенок был «активным», а второй «пассивным». Каждая пара по три часа проводила в так называемой карусели, которая была помещена в цилиндр с полосатой внутренней поверхностью: на «активного» котенка надевали упряжь, с помощью которой он, двигаясь по кругу, приводил в движении и саму карусель; другой котенок же, наоборот, пассивно висел все это время в корзинке. Таким образом, фактически условия эксперимента обеспечили равную визуальную и моторную стимуляцию для двоих котят в паре, однако один котенок совершал активные, произвольные движения, а второй котенок перемещался пассивно. В результате эксперимента установили, что у «пассивных» котят нарушалось нормальное развитие координации восприятия и движений, так, котята не могли попасть лапой по объекту, падали с обрыва, так как показывали неспособность к восприятию глубины. Таким образом, был сделан вывод, что если двигательный опыт и опыт визуального восприятия мира приобретаются не одновременно, а независимо друг от друга, и, если между ними нет надлежащей связи, нарушается нормальное развитие перцептивно-моторной координации.

В среднем с началом периода ранней социализации и начинается сенситивный период у котят, т.е. ориентировочно с двух недель. Хотя он может начаться и раньше. Начало его символизируют открытие у котенка глаз, активное общение с сопометниками, котенок начинает ползать и т.д.

Интересный факт, что к трем месяцам вес мозга у котенка достигает уровня взрослого животного.

При «правильно» пройденном периоде ранней социализации по взаимодействию с людьми в случае, если у кошки изменяется владелец, ей требуется, по сути, минимальный опыт взаимодействий с незнакомым человеком, чтобы наладить с ним контакт. И только значительный негативный опыт может подавить позитивную первоначальную социализацию.

В случае, если же ранняя социализация не была должным образом пройдена, то знакомство с новым человеком будет проходить крайне сложно, потребуется значительный положительный опыт взаимодействия с «чужаком», и даже малейший негативный контакт будет вызвать сильную негативную реакцию.

Кошка, которая не прошла раннюю социализацию, может показывать скрытую агрессии (пугливость, недоверчивость робость), которая, к сожалению, далеко не всегда в дальнейшем поддается коррекции.

Если же к вам попала такая проблемная кошка, то первое, что нужно сделать, исключить все резкие изменения, т.е. увеличить для кошки предсказуемость среды ее обитания, поскольку даже незначительные изменения жизненного уклада способны вызвать у кошки стресс, в частности, нельзя перевозить кошку с места на место, под запретом появление дома новых животных, желательно свести к минимум появление дома и незнакомых для кошки людей, временно не стоит делать перестановку дома и не стоит менять мебель, а также необходимо соблюдать ту дистанцию, которую кошка выбрала сама в качестве допустимой.

Читайте также:  Мейн-кун: фото котов и кошек, видео и описание породы

Ирина Костюченко, фелинолог

Социализация котят.

Поведение кошек в быту является очень важным фактором, определяющим их здоровье и эмоциональное благополучие. И во многом оно определяется тем, как внимательно и чутко Вы заботились о котятах в первые несколько недель после рождения.

В первые месяцы жизни котята не только бурно развиваются физически и познают мир, но и формируют свою уникальную личность. Правильное воспитание и внимательное отношение к котятам, поможет им хорошо адаптироваться к жизни в обществе человека, преодолев все сложности, которые могут сопровождать этот процесс.

Поведенческие стереотипы формируются у кошек под воздействием не только генетических факторов, но и под влиянием окружения. Гены каждой кошки “запрограммированы” так, что потенциально способны менять реакцию на определенные ситуации в определенных обстоятельствах. Жизненный опыт, накопленный кошкой, влияет на то, как и в какой степени она реагирует на ситуацию. Тем не менее, огромную разницу в дружелюбии и общих реакциях котят из одного помета можно объяснить только генетически заложенными особенностями, так как влияние окружающей среды является одинаково новым и относительно одинаковым для всех котят.

Характер и поведенческие особенности обоих родителей будут влиять на поведение котят, но, к сожалению, в случае незапланированной беременности, кошка сама выбирает себе партнера, будущего отца котят! Эффективность воспитания навыков социализации для котят будет зависеть от их генетически определяемого типа личности. Поведение котят спокойного склада может быть скорректировано воспитанием с точки зрения взаимодействия с людьми, а котята с решительным и активным характером значительно меньше поддаются влиянию людей.

По мере роста котята усваивают все больше навыков, главным образом наблюдая за поведением своей матери. Кроме того они учатся охотиться и взаимодействовать с другими кошками, играя со своими братьями и сестрами. В этот период большую роль играет их общение с человеком, которое должно дать им положительный опыт жизни с людьми, определяющий их дальнейшую жизнь в качестве домашних животных.

Важный период для социализации котят.

Период, когда котята могут выработать социальные навыки – это время, в течение которого конкретные события с большой вероятностью будут иметь долгосрочное влияние на их развитие. Ключевое время для социализации наступает в возрасте между двумя и шестью неделями после рождения. Это означает, что в это время формируется и закрепляется стиль поведения, который зависит от приобретенного опыта , как в отношении людей, так и других животных, таких как, например, собаки, которые включаются котенком в свою социальную группу и пользуются их любовью.

Важно также, чтобы котята научились определять объекты и виды деятельности, которые не несут для них угрозы. Если котята растут в среде, которая не дает им новых впечатлений и вещей, которые можно изучить и включить в свой запас опыта (например, в пустой комнате, где очень мало что происходит, и они не имеют объектов для исследования), в дальнейшей жизни они могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям. Например, дом новых хозяев может вызывать у них стресс и страх, осложняя их повседневную жизнь. У таких котят высок риск развития поведенческих проблем, (например, таких как отказ от туалета), связанных с тревогой и страхом, вызываемых вещами, которые являются нормальным явлением в новом доме. Целью воспитания котят должно быть обеспечение возможности получения новых навыков и знакомства с разными предметами домашней обстановки, а также возможность безопасного исследования новых вещей и территорий.

Подготовка котят к жизни в качестве домашнего питомца.

Рекомендуется, чтобы в возрасте между двумя и семью неделями котенок, под внимательным присмотром, имел возможность все осмотреть, потрогать и забраться во все доступные места, удовлетворяя свое любопытство. Нужно как можно больше держать его на руках, чтобы помочь ему сформировать стиль поведения, который подходит большинству владельцев и уменьшает возможность потенциальных стрессов от жизни с людьми. Такие тесные контакты с человеком в период, когда котенок появляется максимально восприимчивым, должны позитивно сказаться на психике и характере котенка.

Рекомендуется также, чтобы котенок видел и общался с как можно большим количеством людей, чтобы он воспринимал их не как одного-двух конкретных человек, а как целый вид живых существ и толерантно к ним относился. Исследования показывают, что котята, которые в возрасте до семи недель общались с разными людьми (мужчины, женщины, взрослые, пожилые, дети), вырастали более адаптированными социально и склонными к общению с человеком. Напротив, кошки, которые росли в обществе только одного человека, хотя и были особенно ласковы с хозяином, но относятся к другим людям с подозрением и обычно стремятся их избегать.

Для воспитания контактного и общительного характера очень важно количество времени, в течение которого котята взаимодействуют с людьми. Маленький котенок должен общаться с человеком в общей сложности не менее 30-60 минут в день, в несколько приемов. В дальнейшем это поможет сделать их более уверенными и более склонными оставаться в контакте с людьми. Если котенок растет с матерью и другими котятами помета, это также позволяет ему накопить положительный опыт взаимодействия с окружающими.

Однако, если кошка-мать сама была плохо социализирована и с враждебностью реагирует на присутствие людей, её поведение будет отрицательно влиять на процесс социализации, и будет целесообразным ограничить её присутствие в комнате, где растут котята.

Частью процесса социализации является также приучение котят к вещам, звукам, вкусам, текстурам и запахам, которые обычно присутствуют в любом доме. Это, например:

  • Пылесос, стиральная машина, фен;
  • Переноска, корзина;
  • Ковры, деревянные полы, линолеум;
  • Наполнители для лотка (песок, бумага, опилки, камешки и т.д.);
  • Музыка, телевизор;
  • Влажный и сухой корм;
  • Поездки в автомобиле;
  • Разнообразная мебель, шторы;

Помните, что с новыми объектами и ситуациями котята должны осваиваться постепенно и осторожно, чтобы их не шокировал поток неожиданных впечатлений! Выберите время, когда котенок активен и спокоен для знакомства с новой вещью или явлением, такой опыт легче даст положительный эффект. Не забывайте, что затраты времени на данном этапе окупятся в дальнейшем, позволяя котенку легче справляться с неизбежными проблемами повседневной жизни.

О социализации кошек (Из опыта работы зоопсихолога)

Чтобы кошка стала компаньоном человеку, ей необходимо научиться взаимодействовать с ним. Обычно именно получение этого навыка рассматривается в рамках социализации котят. Сегодня — о некоторых нюансах социализации подросших котят и взрослых кошек.

Известно, что есть благоприятный период для этого — с 3 до 8 недель. И замечательно, когда временный или постоянный владелец учитывает это и активно социализирует котят — приучает их к тому, что их берут на руки, гладят, дает возможность как можно больше общаться с людьми разного пола и возраста (мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми). И дают положительный опыт общения, формируя тем самым позитивный образ людей.

Но в жизни не всегда есть возможность все сделать идеально. Котят находят в более старшем возрасте (когда благоприятные сроки для социализации упущены), или же больными (и тогда преобладает неприятное общение в виде выдачи лекарств, инъекций, или же вообще приходится забирать с улицы взрослых диких кошек. И именно по вопросам социализации таких питомцев ко мне обращаются за консультацией.

Хочу отметить, что очень частая ошибка в таких ситуациях, на мой взгляд — это выжидание. «Подождем, пока освоится и придет в себя». Для взрослых несоциализированных кошек это частично оправдано, но эта адаптация в формате «каждый сам по себе» не должна затягиваться на месяцы и годы. Животное начало есть, пить, посещать лоток? Можно начинать социализацию. Результат многомесячных выжиданий очень часто такой — животное выходит лишь по ночам или же живет само по себе, не желая общаться с человеком. С котятами такое выжидание еще более опасно — упускается время, ведь чем младше котенок, тем выше шансы на социализацию.

Еще один момент, которых затрудняет социализацию — разрешение забиваться в труднодоступные места квартиры, в которых контакт с человеком фактически исключен. Или не препятствование этому. Одно из важных условий социализации — животное должно быть как можно больше включено в жизнь человека. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы животное получило опыт наблюдения за человеком — как он двигается, чем обычно занимается, и что далеко не всегда он интересуется животным. Конечно, у животного должно быть укромное безопасное место, где оно может спрятаться, но рекомендовано, чтобы с этого места был хороший обзор помещения весь день или какое-то определенное время.

Приведу пример. Если животное забилось под ванну, оно сидит в темноте, наблюдать оттуда за людьми не представляется возможным, и каждый контакт с человеком заканчивается тем, что к загнанному в угол животному (которому некуда сбежать из-под ванной) постоянно тянут руки. А оно боится.

Часто при социализации забывают о главном ее значении — формировании положительного опыта общения с человеком, создание позитивного образа человека в опыте конкретного животного. Все помнят о том, что социализация непременно включает в себя поглаживания и необходимость брать на руки. Но подумаем, для чего это делается в отношении малышей? Поглаживания имитируют облизывания матери, и котята понимают, что это довольно приятно. И постепенно привыкают к поглаживаниям и даже сами просят ласки. Котят гладят между делом, сначала недолго и в спокойной обстановке. Считается также, что до определенного возраста они не могут вырабатывать гормоны стресса. И т.к. это обычно первый опыт общения с человеком, и он позитивный, он хорошо влияет на социализацию.

Читайте также:  Кардиомиопатия у мейн-кунов - болезнь сердца у кошек, симптомы и лечение.

Если же благоприятный период для социализации уже упущен, зверь уже имеет негативный опыт взаимодействия с людьми, и при прикосновениях боится, паникует, никаких положительных ощущений он не получает. Но его почему-то настойчиво продолжают гладить, несмотря на явно выказываемый страх, шипение и рычание. Это не значит, что не нужно предпринимать попыток гладить животное. Но если оно очевидно очень боится, выказывает дискомфорт раз от раза, избегает прикосновений и протянутой руки, не стоит настаивать на тактильном контакте на начальных этапах, лучше сосредоточиться на альтернативных способах положительного взаимодействия с животным.

Социализация котенка

Как эффективно социализировать вашего котенка и предотвратить проблемы с поведением в будущем

У меня есть строгое убеждение, что вы можете взять любого котенка до 8-9 месячного возраста, вне зависимости от того, насколько он пугливый, капризный или недоверчивый к людям – и произвести полную трансформацию его поведения, ведя себя правильным образом.

Даже взрослые кошки могут быть подвержены таким радикальным переменам. Но, вообще говоря, чем моложе кошка, тем проще и эффективнее работает эта методика.

Начните социализацию котенка с таким количеством разных людей и животных, с каким хотите. И делайте это так рано и так часто, как это возможно.

Пригласите гостей в дом. Они не должны обращать внимания на котенка.

Просто предоставьте котенку возможность получить опыт от нахождения людей вокруг. Но недостаточно просто поместить его в стрессовую ситуацию. Вы должны создавать потенциально стрессовые ситуации и затем превращать их в занимательный, доставляющий котенку удовольствие опыт.

Например: если в доме кроме вас еще два или три человека, и котенок явно выглядит испуганным, достаньте его любимую игрушку и начните играть. Просто отвлеките внимание котенка от его страхов и переключите его на что-то хорошее.
Как только котенок поймет, что это нормально – находиться в обществе людей, и что нормально играть, когда вокруг чужие люди, у него возникнет и со временем укрепится уверенность, что именно так и надо себя вести в подобных ситуациях.

И чем больше пугающих ситуаций ваш котенок преодолеет, тем менее страшной покажется следующая. Котенок научится справляться с различными обстоятельствами. В результате, когда он подрастет, сильно уменьшится вероятность того, что он будет испытывать стресс, и у него возникнут проблемы с поведением.

Если котенок слишком напуган, чтобы выйти из укрытия, даже, несмотря на то, что вы достали игрушку, на этот раз оставьте его в покое. Никогда не преследуйте котенка с целью создать для него более комфортные условия, не вытаскивайте его, если он спрятался.

Кошки любят чувствовать, что все находится под их контролем, и преследование вами котенка вызовет у него только еще больший страх и послужит плохим опытом.

Пусть ваши гости сидят на диване и разговаривают или смотрят телевизор и не обращают внимания на котенка. Рано или поздно, котенок наберется смелости и медленно подойдет к кому-нибудь просто из любопытства.

Маленькие дети и котята – плохая компания. Котята слишком крошечные, испуганные и хрупкие для того, чтобы служить игрушками для детей.

Не позволяйте маленьким детям хватать и брать на руки котят младше 5 месяцев. Научите старших детей, как правильно держать котенка.

Возьмите кошку, положив одну руку под грудь, и второй рукой поддерживайте заднюю часть тела. Затем поднесите кошку ближе к себе и позвольте расположить лапы на вашей руке.

Кошки не любят чувствовать себя пойманными, поэтому если котенок начинает освобождаться, сразу же мягко поставьте его на пол.

Не ждите, когда котенок станет выворачиваться, чтобы спрыгнуть и убежать – это может повлиять на его желание находиться на руках, и он будет убегать всякий раз, когда кто-нибудь попытается взять его в руки.

Приучайте котенка к автомобилю, совершая периодически короткие поездки. Никогда не оставляйте котенка в машине свободным. Всегда держите его в переноске. Предоставление кошке или котенку возможности гулять по салону очень опасно как для кошки, так и для вас.

Если вы попадете в аварию, ваш котенок может сильно пострадать и очень вероятно, что убежит, как только дверь или окно машины будет открыто.

Котята также могут лазать по вам во время движения, запрыгивать на приборную доску или забираться под педали, не давая вам остановить машину или нажать на газ.

Рассказывают много историй о котятах, которые прятались за приборной доской и застревали там. Обычно в таких случаях доску снимают, чтобы вытащить котенка, который к тому времени будет очень напуган и травмирован, как минимум, морально.

Если у вас длинношерстная кошка, и есть вероятность когда-нибудь, когда она вырастет, посетить с ней грумера, нужно приучить ее к соответствующим звукам и запахам, пока она еще маленькая, принося ее в переноске в грумерский салон, и, находясь там, ласково с ней разговаривать и хвалить. Только не доставайте котенка из переноски, особенно если вокруг есть собаки! Дайте ему возможность видеть вас через дверцу или решетки переноски.

Неплохо делать это даже если вы не рассчитываете, что когда-нибудь придется нести взрослую кошку к грумеру, потому что вы не можете быть уверены в том, что никогда в будущем не понадобится его помощь.

Кроме того, вы должны приучить котенка к ощупыванию. Потратьте как минимум 5 минут каждый день, ощупывая все его тело. Особое внимание уделяйте лапам, хвосту, ушам, лицевой части черепа, рту и области гениталий.

Это поможет вам в будущем, когда нужно будет постричь кошку или понадобится ветеринарный осмотр. Помогите своему котенку воспринимать ощупывание как положительный опыт, одновременно массируя его.

Лучшее время проделывать эту ежедневную процедуру – сразу после игры, когда котенок немного устал. С котенком, полным сил и желающим играть, сделать это сложно, и может в результате сделать ощупывание неприятным как для него, так и для вас.

НОД по социализации ” Кошка с котятами”
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

НОД по социализации “Кошка с котятами”

Скачать:

ВложениеРазмер
nod_po_sotsializatsii_koshka_s_kotyatami.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия во второй

младшей группе на тему «Кошка с котятами»

Образовательная : Познакомить дошкольников с домашним животным-кошкой и котёнком. Учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида ( пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т.д.).

Развивающая: Развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук. Ввести в активный словарь детей слова: лакает, мяукает.

Развивать глазомер, координацию движений, мелкую моторику и двигательную активность.

Воспитательная: Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.

Воспитывать интерес к детским видам деятельности: игре, рисованию.

Материал и оборудование: игрушки (кошка. собака, корова, лошадь)

Разноцветные клубочки ниток, шапочки котят, бантик на веревочке, лист для рисования клубочков с изображением котят, контейнер с фломастерами ,спрятанными под семечками, запись мяуканья кошки и лая собаки, магнитофон.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением домашних животных, пение песенок, чтение стихов, потешек, отгадывание загадок, игры с игрушками, изображающие животных, разучивание подвижной игры «Кошка с котятами».Прослушивание аудиозаписей «Песня кошки» А.Санин, А.Рыбников, «Песня кошки» А.Муравьёва.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними познакомимся.

Меня зовут Любовь Анатольевна. А как зовут этого замечательного мальчика? А эту хорошенькую девочку? И т. д.

А как вас зовут, дорогие наши гости?

Вот мы все и познакомились.

-К нам , ребята, в гости еще кто-то пришел. Но чтобы узнать кто это, нам надо отгадать загадки. Присаживайтесь на ковер и слушайте внимательно.

«Отгадайте -ка , ребята, кто пришел к нам поиграть.

Отгадайте- ка , ребята. Постарайтесь их назвать»

(дети садятся на ковер)

«Кто нам рано поутру громко промычит «Му-му?»

Кто дает нам молочка, маслица и творожка?»

В: Замечательно, это корова.

(показывает игрушку корова)

В: Давайте вместе песенку коровы споем.

В: «Быстрее ветра я скачу, «Цок-цок» копытами стучу.

Я громко «Иго-го» кричу .Садись на спину- прокачу.

(показывает игрушку лошадку)

В: Давайте покажем, как лошадка скачет.

Дети щелкают язычками,, изображая, ,как скачет лошадка)

В: Кто-то еще торопится к нам в гости.

(звучит лай собаки)

(показывает игрушку собаки)

(звук кошачьего мяуканья)

В: Конечно же ,это кошка.

(Показывает игрушку кошки)

– А что кошечка любит пить?

В: Давайте покажем, как ,кошка лакает молоко язычком из блюдца.

(дети изображают ,как ,кошка лакает молоко)

А что еще ест кошка кроме молока?
Дети: – Мясо, рыбу, мышей.
Воспитатель: – Правильно. А теперь скажите , как кошка просит есть.

В: если кошка далеко, как ее голос будет звучать? (тихо). Покажите.

А если она близко? (громко) (дети мяукают громко)

В: Дети, а как зовут детеныша коровы?

В: А детеныша лошадки?

В: А кто есть у собаки?

В: А у кошки кто?

В: А все эти животные ,где живут?

-Значит они какие? (домашние)

– Ребята, у всех есть имена, а вот у нашей кошечки нет. Давайте ей придумаем имя.

(дети придумывают имя)

— А какие лапки у кошки? (У кошки лапки мягкие, серенькие)

— А что у кошки на лапках? (Царапки, острые коготки)

— Хвост у кошки длинный или короткий? (Хвост длинный)

— А что у кошки на голове? (На голове у кошки ушки)

— А для чего кошки ушки? (Чтобы слышать)

— Что у кошки на мордочке? (Глаза, нос, рот, усы)

В: -Ребята, с котёнком или с кошкой можно поиграть?

В: А что необходимо чтобы котята остались у вас и ответили вам лаской нежностью и выросли в красивых кошек ?

Дети: нужно поить, кормить, убирать за ними.

Воспитатель: Настя, расскажи про своего котика.

Настя: Я взяла кота домой,
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть — как бархат,
Хвост — трубой…
До чего ж хорош собой!

Воспитатель: а расскажи нам ,Ваня, про своего кота

Ваня: Кот весь день у батареи

То бока ,то лапы греет

Он из кухни в холода

Не выходит никогда.

Воспитатель: а Захар , нам покажет как он свою кошечку дома кормит.

Захар: Кушай, кошка,
Вот картошка,
Вот мука, а вот зерно,
Вот морковь, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот
И картошку не берёт.
Ей не нравится мука —
Кошка хочет молока.

Воспитатель: Кошка — очень заботливая мама. Она чистоплотное животное. Любит хозяев, свой дом. Она любит подремать на солнышке или дома в кресле. Если кошка сыта и здорова, то она ласково мурлычет и трется об ноги хозяева. А если кошка помахивает хвостом, она чем-то недовольна. Кошка вылизывает беспомощных слепых котят, кормит их молоком. Детеныши быстро растут и превращаются в хорошеньких веселых котят — игрунов. Они с удовольствием играют с бумажкой, привязанной к нитке, катают клубок шерсти или небольшой мячик.

В: больше всего на свете котята любят играть. Сейчас и мы поиграем. Я превращусь в маму кошку, а вас превращу в котяток.

(надевает детям маски котят)

Как у нашей кошки

(Дети ставят руки на пояс, поворачиваются вправо, влево, гладят себя по голове).

А у них на лапках острые царапки.

(Дети сидя на корточках, вытягивают спинку, показывают коготки)

Очень любят умываться,

Лапкой усики чесать,

Улеглись на бочок,

И свернулись все в клубок.

В: Котятки очень любят играть с чем?

(С клубочками, бантиками)

Воспитатель: будем сейчас ,котятки, с бантиком играть.

(Дети лежат на ковре. Воспитатель подносит каждому ребенку бантик на ниточке)

В: Подуйте на бантик, да посильнее.

В: Дети, посмотрите какая корзиночка. Что в ней?

(в корзине разноцветные клубочки)

В: Ну давайте, котятки, поиграем с клубочками.

(дети подходят к корзинке, в которой лежат разноцветные клубочки)

В: Дети, сколько клубочков в корзине?

В: Выберите себе клубочек, какой вам нравится.

-На что похож клубочек?

Какого цвета у тебя, Саша, клубочек? А у тебя Настя?

Потрогайте, какой он мягкий, приятный. Давайте покатаем его в ладошках.

(дети повторяют действия воспитателя с клубочком)

– А теперь потанцуем с клубочками.

(дети повторяют движения за воспитателем)

В: А вот сидит кошка Мурка, у нее нет клубочка. Ну-ка катите ей свои клубочки , пусть поиграет с ними.

(дети бросают клубочки)

В: Пока мы с вами веселились друзья-котятки прибежали прямо на лист бумаги. Давайте им нарисуем клубочки. Ой, а чем же мы будем рисовать- наши фломастеры спрятались.

(дети достают фломастеры из семечек)

В: Как ловко у вас получилось. Выберите себе котенка и рисуйте ему клубочек. Ниточку наматываем не торопясь, аккуратно. Ниточка наматывается, наматывается и получается клубочек (дети рисуют)

В: Давайте покажем ,кошечке , какие замечательные клубочки у нас получились.

Кошки и сайт о кошках

Социализация кошки

Социализация кошки — это, наверное, самый важный фактор, который нужно принять во внимание при оценке котенка. Но есть и другие, тоже важные, факторы. Например, степень заботы, которую кошка-мать проявляет к своим котятам, зависит от заботы, которую проявляют к ней самой. Кошки — это находчивые, отважные и преданные матери, они делают все возможное для того, чтобы прокормить и вырастить своих детей, даже в самых сложных условиях жизни. Но как бы кошка-мать ни старалась заботиться о своих детях, жизнь, полная лишений, оказывает негативное воздействие на ее котят. Исследования показали, что если кошка-мать не получает полноценного питания, то у ее котят замедляется физическое развитие, а по умственному и эмоциональному развитию они могут никогда не догнать котят, оказавшихся в более благоприятных условиях.

Должная забота о маме-кошке, частое общение с котятами и приучение их к рукам — это главные условия, позволяющие вырастить любящего, дружелюбного и спокойного кошачьего друга. Тем не менее мы должны признаться, что знаем нескольких кошек, которые раньше вели полудикую жизнь, а теперь стали прекрасными домашними любимцами. Но вы должны отдавать себе отчет в том, что для приучения таких животных потребуется больше времени и терпения.

В главе 3 мы обсуждали те места, где можно взять котят. Предположим, что вы уже определились, где возьмете котенка. И в этой главе мы поговорим о том, как правильно выбрать котенка в этом месте. Если же вы еще не знаете всех “за” и “против” различных мест, где берут котят, то стоит обратиться к главе 3. Что касается одичавших кошек, эту проблему мы обсуждали в главе 4, в которой есть раздел об их приручении.

Как же узнать историю котенка или взрослой кошки? Сесть рядом с ним и сказать: “Расскажи мне о своем детстве?” Увы, это не так просто. Некоторые кошки чрезвычайно разговорчивы, но говорить человеческим языком им, к сожалению, не удается. Поэтому, чтобы узнать о прошлом кошки, вам нужно быть очень наблюдательным. Смотрите, слушайте и ищите признаки того, что рядом с вами кошка, с которой вы сможете жить.

В некоторых случаях, особенно если речь идет о котятах, получить сведения о матери-кошке и социализации довольно просто: достаточно спросить об этом владельца. Именно так и происходит при покупке породистого животного, если вы имеете дело с уважаемым заводчиком, который знает, как важно хорошее питание для кошки-мамы и приучение котят к миру людей. Такой заводчик с удовольствием расскажет вам все, что касается развития котенка, начиная с подбора для кошки кота для спаривания, протекания беременности, кормления будущей матери, родов и заканчивая тем, как и насколько часто он брал котят в руки.

Если заводчик принимает участие в выставках кошек, то он так же, как и вы, заинтересован в том, чтобы котята были приучены к рукам, — если не больше. Котята, которых он выбирает для выставки, должны спокойно переносить все процедуры подготовки к выставке (частые купания, тщательное расчесывание и т. д.), путешествия в автомобилях и самолетах, толпы разглядывающих их зевак. Они должны привыкнуть к тому, что судьи будут оценивать их экстерьер, т. е. степень соответствия принятому стандарту породы.

А как насчет котят, которых вам предлагает посмотреть коллега? Вполне возможно, что, руководствуясь просто здравым смыслом и по доброте сердечной, там тоже создали прекрасные условия для кошачьего семейства. Возможно, что кошка у них — любимица всей семьи. А может быть, она попала в беду, и ее взяли, чтобы помочь ей. Обязательно спросите о здоровье мамы-кошки и оцените обстановку, в которой живут котята. Если они растут в доме, среди людей, где дети берут их в руки и где есть собаки, к которым они привыкли (это особенно важно, если у вас тоже есть собаки), если они привыкли к звукам человеческого жилища, где гремит посуда, а люди разговаривают (а иногда даже кричат), то, вероятнее всего, из такого котенка получится прекрасный домашний любимец.

Особые соображения

Но если вам показалось, что мы советуем выбирать только тех котят, о прошлом которых вы можете узнать и чьих матерей можете увидеть, то, уверяем, вы ошибаетесь. Прекрасных котят и взрослых кошек можно взять в приютах или у волонтеров, которые занимаются тем, что выхаживают кошек, а затем находят им хозяев. В этом случае вам придется полагаться на собственные наблюдения и честность людей, которые расскажут вам все, что им известно о животном.

Но имейте в виду, что таким животным нужно дать больше времени для привыкания, особенно взрослым кошкам. Конечно, здоровые ручные котята могут весело играть практически в любом месте и в любой ситуации. Что же касается взрослых кошек, то даже самые лучшие из них могут чувствовать себя несчастными и потерянными в клетках приюта. О том, как оценивать котят и взрослых кошек, мы поговорим немного позже в этой главе, но пока постарайтесь запомнить: среда решает не все. Многие котята и взрослые кошки, которые сначала находились в неблагоприятных условиях, затем стали прекрасными домашними любимцами. Вам просто понадобится больше времени, чтобы понаблюдать за взрослым животным, вот и все. И, наверное, нужно послушать свое сердце и рискнуть.

Ссылка на основную публикацию